МОАУ "Основная общеобразовательная школа №3"
г. Оренбург
  • Информационная безопасность

    В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.

    Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.

    Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:

    • Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.) 
    • Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией. 
    • Установлены соответствующие пароли на персональные ПК.
    • Использованы контент-фильтры,  для фильтрации сайтов по их содержимому.

    Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей.

    Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц.

    Вторая цель информационной безопасности – защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации

    инф безопасность

    На территории Оренбургской области участились случаи хищения денежных средств со счетов граждан.

    УМВД России по Оренбургской области предупреждает, будьте бдительны, не дайте себя обмануть!

    1. Хищение под предлогом предотвращения несанкционированного списания денежных средств, несанкционированного оформления кредита, блокировки банковской карты, сохранения денежных средств на резервном счёте.

    Преступники представляются сотрудниками Центробанка, ФСБ, МВД и вводят жертву в заблуждение, сообщая о подозрительных операциях со счетами либо о попытках оформления кредитов. Злоумышленники могут прислать выписки из банка, удостоверения и другие документы с печатями. В итоге предлагают обналичить со своих счетов имеющиеся сбережения либо в отделении банка подать новую заявку на кредит (для отмены предыдущей), и впоследствии просят перевести денежные средства на «безопасный» счет.

    1. Хищение посредством телефонного звонка под видом покупателя либо продавца по размещённому объявлению на торговых площадках сайтов «Авито», «Юла» и т.п.

    Преступник вводит жертву в заблуждение поясняя, что в связи с нахождением за пределами Оренбургской области лично передать деньги не может и предлагает осуществить сделку дистанционно. Для этого, как правило, лица переходят для общения в мессенджеры, чаще  «WhatsApp», договариваются о получении (отправке) товара с помощью служб доставки (Avito – доставка, CDEK, Boxberry и т.п.), преступники скидывают интернет – ссылку на фишинговые (поддельные) сайты, где жертва вносит реквизиты банковской карты.

    1. Хищение посредством телефонного звонка под предлогом выдачи кредитов (займов).

    В данной ситуации, до совершения преступления, потерпевший самостоятельно находит предложения в интернет среде о предоставлении кредита, перейдя на фишинговый сайт, оставляет свои контакты. Злоумышленник, под видом работника кредитного учреждения, связывается с жертвой, выманивает реквизиты карты под предлогом оплаты комиссии и распоряжается деньгами через подконтрольные банковские счета.

    1. Хищение с использованием «фишинговых сайтов» в сети Интернет.

    Как правило это «двойники» сайтов продаж авиабилетов, сайтов интернет - магазинов бытовой техники, электрооборудования и электроинструментов. Различаться такие сайты от настоящих могут в одну букву или цифру. Доменные имена таких сайтов обычно зарегистрированы за пределами РФ.

    1. Хищение с использованием сети Интернет в социальных сетях («Одноклассники», «ВКонтакте», «Инстаграм»), в том числе путём взлома страниц.

    В этой ситуации прослеживается закономерность: в «Одноклассниках» жертвами становятся лица пожилого возраста, предлогом является мнимая выплата всякого рода компенсаций (НДС, доплаты к пенсии и т.п.). Во «Вконтакте» злоумышленником взламывается страница связей потерпевшего и от их имени путём переписки запрашиваются деньги в долг, с указанием реквизитов банковской карты. В социальной сети «Инстаграм» распространены так называемые интернет – страницы продаж вещей, где под видом сделки преступники завладевают реквизитами банковских карт либо вынуждают внести предоплату за товар и не исполняют своих обязательств.

    1. Хищение посредством телефонного звонка, под предлогом освобождения родственника от уголовной ответственности.

    7. Схема «руководитель». Жертвам мошенников поступают звонки и сообщения в мессенджерах от лица действующих или бывших руководителей. Далее с потерпевшими связываются сотрудники различных государственных структур и сообщают о попытках хищения денежных средств либо о необходимости оформления кредитов, с целью дальнейшего их перевода на «безопасный» счет.

    Весь спектакль с привлечением руководителя нужен злоумышленникам, чтобы вызвать доверие к озвученной информации. Аферисты заранее готовятся к обману и используют утечки баз данных и другие сведения, находящиеся в открытом доступе, с целью реализации персонализированного сценария атаки, вызывая минимум подозрений у жертвы.

                8. «Истекает срок действия сим-карты». Жертве мошенников поступает телефонный звонок от имени сотрудника оператора связи, который сообщает об окончании срока действия абонентского договора, и что для его продления необходимо продиктовать код из смс-сообщения,

    С помощью кода преступники получают доступ к номеру жертвы, а следовательно, к личному кабинету банковских приложений, Госуслуг и других сервисов. Помните, что договор с оператором связи бессрочный!

    9.Хищение денежных средств под предлогом дополнительного заработка в  различных  маркетплейсах  («Озон»,  «Вайлдберриз»,  «СберМегаМаркет»  и т.д.).  В сети  Интернет  потерпевшим  предлагают  заработок  в  сфере  торговли товара и оказания услуг.

    10.Хищение денежных средств под предлогом инвестирования. Часто для обмана мошенники создают сайты, которые сложно отличить от настоящих сайтов брокерских компаний. Прежде всего в таких предложениях должна насторожить высокая доходность.

    Первый шаг этой схемы – заставить человека зарегистрироваться на сайт. Второй – пополнить виртуальный счет, то есть перевести деньги. Иногда, чтобы вызвать доверие, жертве действительно поступает на карту небольшая сумма – якобы дивиденды с акций. Если человек пытается вывести вложения или откажется инвестировать больше, мошенники стараются давить сильнее: рисуют перспективы обогащения, предлагают взять кредит и продать имущество ради быстрого заработка.

    Список интернет-ресурсов по повышению эффективности противодействия преступлений, совершённых с использованием информационных технологий.

    Материалы, подготовленные Минцифры России:

    https://www.gosuslugi.ru/cybersecurity;

    https://киберзож.рф/;

    https://выучисвоюроль.рф;

    https://прокачайскиллзащиты.рф;

    https://готовкцифре.рф;

    t.me/mintsifry.

    Материалы, подготовленные МВД России:

    https://мвд.рф/Videoarhiv/Socialnaja_reklama;

    https://мвд.рф/mvd/structurel/Upravlenija/убк;

    t.me/cyberpolice_rus.

    Материалы, подготовленные Банком России:

    cbr.ru/protection_rights/finprosvet;

    https://dni-fg.ru/;

    https://doligra.ru;

    t.me/fintrack_cbr;

    vk.com/finprosv.

    Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей.

    Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц.

    Вторая цель информационной безопасности – защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.

    ДОКУМЕНТЫ

    Согласие на обработку персональных данных

    План работы по информационной безопасности

    ПОЛИТИКА МОАУ «ООШ № 3 » в отношении обработки персональных данных работников, обучающихся и их законных представителей

    Документы

    Документы не выбраны

    Детские безопасные сайты

    Детские безопасные сайты

    • Смешарики - развлекательная социальная сеть: игры, музыка, мультфильмы.
    • Солнышко - познавательно-развлекательный портал для детей, родителей, педагогов
    • Новости школ - ОБРАЗОВАНИЕ. СОБЫТИЯ. МНЕНИЯ
    • http://i-deti.org/ — Портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы.
      http://dotdeti.ru/ — Фонд «Разумный интернет», развитие в России детского интернета и поддержкой гуманитарных проектов во всемирной сети.
      http://www.gogul.tv/ — Федеральная программа безопасного детского интернета «Гогуль».
      http://сетевичок.рф/ — Твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом.
      www.e-parta.ru — Информационно-познавательный портал для подростков.
      http://detskieradosti.ru/ — Детские радости: сайт, где родители найдут своим детям много веселых и увлекательных развлечений в онлайн режиме, а также скачают интересный материал.
      http://www.solnet.ee/ — Солнышко: Ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов.
      http://www.leon4ik.com/ — Leon4ik: Портал для детей и родителей,воспитателей детских садов.Методическиематериалы,учебныепособия,статьи и заметки для родителей и воспитателей,мультфильмы,сказки,стихи,раскраски,обучающаялитература,авторские творения и многое другое.
      http://uotika.ru/ — В гостях у Отика: Новый сайт для детей и подростков с роботом Отиком. Он специально создан чтобы отвечать на ваши вопросы, общаться с вами в режиме онлайн. Заходите к роботу Отику, скучно не будет. А то, что на сайте есть различные разделы, полезные и интересные, робот Отик держит в секрете от взрослых. А зачем об этом рассказывать, сайт ведь для детей!
      http://ukrrabbit.moy.su/ — Живая планета-зоопортал.
      http://www.babylessons.ru/ — Детские развивающие игры, уроки, поделки.
      http://baby.oxid.ru/ -Детские MP3, афиша, стихи, песенки, сказки.
      http://1001skazka.com/— Коллекция сказок.
      http://www.lukoshko.net/ — Лукошко сказок — Детская электронная библиотека — детские сказки, рассказы, стихи и песни. Бесплатные электронные книги для детей.
      http://www.deti.religiousbook.org.ua/ — Детская страничка: Детям о Вселенной, планете Земля, растениях и животных.
      http://umfo.ru/ — Молодежно-развлекательный форум.
      http://predkov.net/— Форум для детей и подростков. Игры и развлечения на форуме. Общение детей со всего света.
      http://detstvo.ru/ — Сайт для детей мам и пап.
      http://www.igra-internet.ru/» — Онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им».
      http://www.safe-internet.ru/ — Сайт Ростелеком «Безопасность детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам.
      http://www.fid.su/projects/deti-v-internete — Сайт Фонда Развития Интернет.
      http://content-filtering.ru/ — Сайт «Ваш личный интернет», советы, рекомендации для детей и родителей по безопасной работе в Интернет.
      http://www.ligainternet.ru/ — Лига безопасного Интернета.
      http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx — Сайт Центра безопасности Майкрософт.
      http://www.saferunet.org/children/ — Центр безопасности Интернета в России.

    Родителям
    • Внимательно относитесь к действиям ваших детей во Всемирной паутине
    • Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе Сеть
    • Выберите удобную форму контроля пребывания ребенка в Сети
    • Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей

    Документы

    Документы не выбраны

    Педагогам

    Педагогам

    Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 No 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

    Методические и справочные материалы

    Рекомендации по организации работы в информационном пространстве

    1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.
    2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
    3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
    4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
    5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.
    6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
    7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
    8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
    9. Не используйте в логине или пароле персональные данные.
    10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.
    11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
    12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
    13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
    14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
    15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
    16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
    17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.

    Методические и справочные материалы

    Технологии защиты детей в Интернете

    Методическое пособие содержащее мероприятия по защите несовершеннолетних пользователей от
    киберугроз, разработанные Альянсом по защите детей в цифровой среде ПАО «Ростелеком»,
    для изучения и применения в деятельности.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ В ИНТЕРНЕТЕ

    Учебно-методическое пособие для работников системы общего образования
    2-е издание, исправленное и дополненное
    Одобрено экспертным советом Федерального государственного
    автономного учреждения «Федеральный институт развития образования»
    по образованию и социализации детей
    (регистрационный номер рецензии № 499 от 14.12.2015 г.)

    Линии помощи

    Материал содержит ссылки на ресурсы, где может быть оказана психологическая, социальная и другая помощь по проблемам безопасного
    использования интернета и мобильной связи.

    Методические и справочные материалы

    Родителям

    Определение термина "информационная безопасность детей" содержится в Федеральном законе N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону "информационная безопасность детей" - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

    В силу Федерального закона N 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

    1. информация, запрещенная для распространения среди детей;

    2. информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

    3. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:

    4. информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

    5. способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

    6. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;

    7. отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

    8. оправдывающая противоправное поведение;

    9. содержащая нецензурную брань;

    10. содержащая информацию порнографического характера.

    К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

    1. информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

    2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

    3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

    4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

    С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.

    Общие правила для родителей

    1. Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты.

    2. Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.

    3. Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)

    4. Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающем и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).

    5. Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie